Что такое научное познание

По мере своего развития человечество постоянно накапливает знания. Повседневное познание существенно отличается от научного – высшей формы мыслительной и аналитической деятельности человека.

Научное познание имеет четкую структуру, уровни, формы, методы, характеризуется особенностями, отличающими его всех прочих видов изучения мира и общества. Процесс научного исследования мира строится по определенной схеме и проходит ряд этапов — от постановки проблемы и выдвижения гипотезы до формулирования научных теорий и законов.

Что такое научное познание

Научное познание – это исследовательская деятельность, направленная на получение истинных знаний о природе и обществе, а также выработку объективных законов о них в понятийной форме. Это высшая из всех существующих форм познания. Вопросы познания изучает гносеология – раздел философии. Область научного познания исследует эпистемология.

Научное познание на начальных этапах базируется на гипотезах и теориях. Все полученные в его результате знания опираются на достоверные доказательства. Все получаемые в результате этой познавательной деятельности знания объединяются и классифицируются в систему.

Что такое научное познание

Человек фиксирует результаты познания в двух формах: чувственно-наглядных образах и абстрактных идеях. Соответственно, выделяют два уровня научного познания:

  • чувственный (эмпирический),
  • рациональный (теоретический).

В процессе чувственного познания объекты активно исследуют с помощью физических органов чувств. Его формами выступают:

  1. Ощущение – получение информации преимущественно через зрительные (80%), слуховые (15%) источники, а также другие — вкусовые, обонятельные и осязательные (5%).
  2. Восприятие – осмысленное чувственно-образное отражение объекта в процессе его воздействия на органы чувств.
  3. Представление – наглядный образ предмета, который формируется с участием воображения на основе прошлых восприятий. На основе представлений формируется высший тип научного познания – абстрактного мышления.

Рациональное познание – более сложное, чем чувственное, отражение действительности с помощью логического мышления. Оно позволяет познать то, что выходит за рамки чувственного познания (то есть суть процессов и явлений). Его основные формы:

  • понятие – мысль, отражающая важнейшие, общие связи предметов и явлений;
  • суждение – утверждение или отрицание чего-то посредством логической связи явлений;
  • умозаключение – вывод нового путем сопоставления суждений.

На основе понятий, суждений, умозаключений выдвигают гипотезы, формулируют законы, создают научные теории.

Особенности научного познания

Научное познание имеет характер творческой деятельности и дает возможность выходить за рамки имеющегося опыта, прогнозировать на свехдальние сроки.

К особенностям научного знания относятся:

  • главная цель и ценность науки – достижение объективной истины;
  • задача – обнаружение объективных законов действительности;
  • объекты – не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги;
  • знания выводятся логическим способом;
  • в исследованиях используют научные методы;
  • язык описания исследований – однозначный (терминология);
  • элементы знания не противоречат друг другу.

Что такое научное познание

Научное познание – это сложная развивающаяся система. Она отражает процесс исследования объекта субъектом и включает в себя следующие элементы:

  • субъект познания– человек, научное сообщество, общество в целом – носители познавательной деятельности, усвоившие предшествующий научный опыт и методологию;
  • объект– та область действительности, которую исследует наука;
  • предмет– определенная сторона, свойства, отношения реальных объектов, вовлеченные в исследовательский проект;
  • фактический материал– берется из эмпирического опыта;
  • философские основания – идеи и принципы, необходимые для построения новых теорий;
  • идеалы и нормы – совокупность установок, способствующих организации и регуляции процессов исследования;
  • методы и приемы;
  • оборудование: аппаратура, инструменты;
  • научный язык – специальные слова, терминология, знаковая система;
  • научное знание – результат познавательной деятельности.

За свою историю человечество накопило огромное количество знаний о мире разного характера. Существуют определенные стандарты, в соответствии с которым научные знания отделяют от вненаучных или лженаучных. Основные критерии научного знания:

  • предметность: соотнесение знания со строго определенным предметом реальности;
  • объективность;
  • новизна;
  • достоверность (истинность);
  • обоснованность и доказательность;
  • наличие четкого механизма получения новых знаний;
  • возможность многократного воспроизведения результатов;
  • точность;
  • системность: приведение знаний в порядок с помощью теоретических принципов и методов, обобщение их в стройную систему научных понятий, категорий, законов.

Уровни научного познания

Различают два уровня научного познания: эмпирический (практический, опытный) и теоретический (умозрительный). Они отличаются характером связи с практикой, приемами исследования. На практике эмпирических и теоретических уровней познания не существуют в чистом виде.

Что такое научное познание

Эмпирический

Этот уровень основан на опытном, чувственном изучении конкретных объектов с целью поиска нужной информации. Полученные опытным путем факты фиксируют, анализируют и систематизируют. Основа эмпирического познания – научные факты: твердо установленные, достоверно подтвержденные и правильно описанные научным языком.

Теоретический

Рациональное познание опирается на абстрактное мышление. Ему присуще преобладание теоретических аспектов: понятий, теорий, концепций и прочих форм мыслительных операций. Знания, полученные эмпирическим путем, не устраняются, а становятся подчиненным, хотя и важнейшим, аспектом.

Особенности эмпирического и теоретического познания приведены в сравнительной таблице.

Чувственное познание Рациональное познания
непосредственность базируется на чувственном познании
наглядность абстрактность
предметность обобщенность
отражение внешних свойств и характеристик объектов анализ внутренних закономерностей и отношений объектов

Методы научного познания

Научный метод – это совокупность приемов и действий, используемых для выработки новых знаний. По специфике процедур, применяемых для решения исследовательских задач, все научные методы делятся на эмпирические и теоретические.

Методы эмпирического познания:

Методы опытного познания основаны на сборе фактического материала об изучаемых объектах. Эти методы основаны на получении информации на практике, в процессе чувственного изучения: сбор данных, измерение характерных черт, описание свойств, выявление закономерностей и связей между объектами:

  1. Наблюдение – основной метод эмпиризма. Это преднамеренное восприятие реальных объектов с целью получения информации об их свойствах.
  2. Описание – фиксация данных, получаемых методом наблюдения, перевод информации, получаемый органами чувств, в язык понятий для последующей обработки (систематизация, классификация).
  3. Измерение – количественное измерение специфики объектов с помощью приборов с целью определения их существенных, качественных свойств.
  4. Эксперимент – получение дополнительных знаний об объектах исследования путем активного вмешательства исследователя в естественное протекание изучаемых процессов. Эксперимент наиболее эффективен для проверки гипотез, теоретических выводов.
  5. Сравнение – определение сходства и различий явлений по выбранным критериям.

Что такое научное познание

Методы теоретического познания

Эти методы направлены на вторжение в сущность объектов изучения, раскрытие их внутренней структуры, принципов функционирования, общих закономерностей и т.д. Они не оказывают конкретного воздействия на исследуемые процессы и явления, а позволяют осмыслить и проанализировать эмпирический материал. К наиболее часто используемым методам относят следующие.

  1. Анализ – мысленное разделение предмета исследования на составные части для изучения каждого из элементов.
  2. Синтез – мысленное соединение элементов, отличительных признаков, отношений в единое целое.
  3. Индукция – анализ отдельных фактов и их сведение в общее правило.
  4. Дедукция – логический вывод частного положения из общего правила.
  5. Абстрагирование – выделение из явления отдельных свойств или характеристик «в чистом виде», без учета всех связанных с ними прочих, существующих в реальности.
  6. Систематизация – распределения объектов и явлений по смысловым группам на выбранных основаниях.
  7. Моделирование – создание и исследование упрощенной модели изучаемого объекта для получения новой информации об объекте.

Формы научного познания

Применение разных методов научного познания дает научное знание. Но оно возникает не сразу, а развивается последовательно в определенных формах. Оно представляет собой систему, состоящую из отдельных компонентов. К ним относятся как общие формы мышления: суждения, умозаключения, категории; так и собственно научные: факт, проблема, гипотеза, теория, закон.

Что такое научное познание

Формы научного познания – это способы организации содержания и результатов научной деятельности:

  1. Научный факт – достоверный факт о единичном событии, явлении, процессе, который существует в объективной действительности и является предметом исследования. Это элементарная форма познания.
  2. Проблема – вопрос, возникающий в ходе познания и требующий поиска ответа. Это не форма знания, а процесс, включающий в себя постановку проблемы и ее решение.
  3. Гипотеза – непроверенное научное предположение о решении проблемы, которое носит вероятностный характер и требует научного доказательства. Выдвижение гипотез приводит к их проверке и обоснованию, при которых они превращаются в научные теории или, наоборот, отбрасываются как заблуждения.
  4. Теория – система понятий, законов и принципов, всесторонне описывающих предмет исследования. Научная теория имеет проверяемые объяснения. При несоответствии теории данным объяснения и наблюдения, ее пересматривают или отказываются от нее в пользу более доказательной. Это высшая форма научного знания.
  5. Эмпирический закон – утверждение, описывающее связи и соотношения между научными понятиями, предлагающее научное объяснение фактов и признанное научным сообществом как верное на текущем этапе.

Для эмпирического познания формы — это научный факт и закон; для теоретического — проблема, гипотеза и теория.

Заключение

В ходе научного познания человечество решает важнейшие проблемы, стоящие перед ним, и создает цельную картину мира. Исследователи описывают, объясняют и предсказывают события и явления наблюдаемой действительности.

В ходе получения научных знаний формируется объективное представление о явлениях и процессах, проходящих в мире и обществе. В результате появляются новые знания, которые используют на практике для повышения качества жизни.

Образовательный портал