По мере своего развития человечество постоянно накапливает знания. Повседневное познание существенно отличается от научного – высшей формы мыслительной и аналитической деятельности человека.
Научное познание имеет четкую структуру, уровни, формы, методы, характеризуется особенностями, отличающими его всех прочих видов изучения мира и общества. Процесс научного исследования мира строится по определенной схеме и проходит ряд этапов — от постановки проблемы и выдвижения гипотезы до формулирования научных теорий и законов.
Что такое научное познание
Научное познание – это исследовательская деятельность, направленная на получение истинных знаний о природе и обществе, а также выработку объективных законов о них в понятийной форме. Это высшая из всех существующих форм познания. Вопросы познания изучает гносеология – раздел философии. Область научного познания исследует эпистемология.
Научное познание на начальных этапах базируется на гипотезах и теориях. Все полученные в его результате знания опираются на достоверные доказательства. Все получаемые в результате этой познавательной деятельности знания объединяются и классифицируются в систему.
Человек фиксирует результаты познания в двух формах: чувственно-наглядных образах и абстрактных идеях. Соответственно, выделяют два уровня научного познания:
- чувственный (эмпирический),
- рациональный (теоретический).
В процессе чувственного познания объекты активно исследуют с помощью физических органов чувств. Его формами выступают:
- Ощущение – получение информации преимущественно через зрительные (80%), слуховые (15%) источники, а также другие — вкусовые, обонятельные и осязательные (5%).
- Восприятие – осмысленное чувственно-образное отражение объекта в процессе его воздействия на органы чувств.
- Представление – наглядный образ предмета, который формируется с участием воображения на основе прошлых восприятий. На основе представлений формируется высший тип научного познания – абстрактного мышления.
Рациональное познание – более сложное, чем чувственное, отражение действительности с помощью логического мышления. Оно позволяет познать то, что выходит за рамки чувственного познания (то есть суть процессов и явлений). Его основные формы:
- понятие – мысль, отражающая важнейшие, общие связи предметов и явлений;
- суждение – утверждение или отрицание чего-то посредством логической связи явлений;
- умозаключение – вывод нового путем сопоставления суждений.
На основе понятий, суждений, умозаключений выдвигают гипотезы, формулируют законы, создают научные теории.
Особенности научного познания
Научное познание имеет характер творческой деятельности и дает возможность выходить за рамки имеющегося опыта, прогнозировать на свехдальние сроки.
К особенностям научного знания относятся:
- главная цель и ценность науки – достижение объективной истины;
- задача – обнаружение объективных законов действительности;
- объекты – не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги;
- знания выводятся логическим способом;
- в исследованиях используют научные методы;
- язык описания исследований – однозначный (терминология);
- элементы знания не противоречат друг другу.
Научное познание – это сложная развивающаяся система. Она отражает процесс исследования объекта субъектом и включает в себя следующие элементы:
- субъект познания– человек, научное сообщество, общество в целом – носители познавательной деятельности, усвоившие предшествующий научный опыт и методологию;
- объект– та область действительности, которую исследует наука;
- предмет– определенная сторона, свойства, отношения реальных объектов, вовлеченные в исследовательский проект;
- фактический материал– берется из эмпирического опыта;
- философские основания – идеи и принципы, необходимые для построения новых теорий;
- идеалы и нормы – совокупность установок, способствующих организации и регуляции процессов исследования;
- методы и приемы;
- оборудование: аппаратура, инструменты;
- научный язык – специальные слова, терминология, знаковая система;
- научное знание – результат познавательной деятельности.
За свою историю человечество накопило огромное количество знаний о мире разного характера. Существуют определенные стандарты, в соответствии с которым научные знания отделяют от вненаучных или лженаучных. Основные критерии научного знания:
- предметность: соотнесение знания со строго определенным предметом реальности;
- объективность;
- новизна;
- достоверность (истинность);
- обоснованность и доказательность;
- наличие четкого механизма получения новых знаний;
- возможность многократного воспроизведения результатов;
- точность;
- системность: приведение знаний в порядок с помощью теоретических принципов и методов, обобщение их в стройную систему научных понятий, категорий, законов.
Уровни научного познания
Различают два уровня научного познания: эмпирический (практический, опытный) и теоретический (умозрительный). Они отличаются характером связи с практикой, приемами исследования. На практике эмпирических и теоретических уровней познания не существуют в чистом виде.
Эмпирический
Этот уровень основан на опытном, чувственном изучении конкретных объектов с целью поиска нужной информации. Полученные опытным путем факты фиксируют, анализируют и систематизируют. Основа эмпирического познания – научные факты: твердо установленные, достоверно подтвержденные и правильно описанные научным языком.
Теоретический
Рациональное познание опирается на абстрактное мышление. Ему присуще преобладание теоретических аспектов: понятий, теорий, концепций и прочих форм мыслительных операций. Знания, полученные эмпирическим путем, не устраняются, а становятся подчиненным, хотя и важнейшим, аспектом.
Особенности эмпирического и теоретического познания приведены в сравнительной таблице.
Чувственное познание | Рациональное познания |
непосредственность | базируется на чувственном познании |
наглядность | абстрактность |
предметность | обобщенность |
отражение внешних свойств и характеристик объектов | анализ внутренних закономерностей и отношений объектов |
Методы научного познания
Научный метод – это совокупность приемов и действий, используемых для выработки новых знаний. По специфике процедур, применяемых для решения исследовательских задач, все научные методы делятся на эмпирические и теоретические.
Методы эмпирического познания:
Методы опытного познания основаны на сборе фактического материала об изучаемых объектах. Эти методы основаны на получении информации на практике, в процессе чувственного изучения: сбор данных, измерение характерных черт, описание свойств, выявление закономерностей и связей между объектами:
- Наблюдение – основной метод эмпиризма. Это преднамеренное восприятие реальных объектов с целью получения информации об их свойствах.
- Описание – фиксация данных, получаемых методом наблюдения, перевод информации, получаемый органами чувств, в язык понятий для последующей обработки (систематизация, классификация).
- Измерение – количественное измерение специфики объектов с помощью приборов с целью определения их существенных, качественных свойств.
- Эксперимент – получение дополнительных знаний об объектах исследования путем активного вмешательства исследователя в естественное протекание изучаемых процессов. Эксперимент наиболее эффективен для проверки гипотез, теоретических выводов.
- Сравнение – определение сходства и различий явлений по выбранным критериям.
Методы теоретического познания
Эти методы направлены на вторжение в сущность объектов изучения, раскрытие их внутренней структуры, принципов функционирования, общих закономерностей и т.д. Они не оказывают конкретного воздействия на исследуемые процессы и явления, а позволяют осмыслить и проанализировать эмпирический материал. К наиболее часто используемым методам относят следующие.
- Анализ – мысленное разделение предмета исследования на составные части для изучения каждого из элементов.
- Синтез – мысленное соединение элементов, отличительных признаков, отношений в единое целое.
- Индукция – анализ отдельных фактов и их сведение в общее правило.
- Дедукция – логический вывод частного положения из общего правила.
- Абстрагирование – выделение из явления отдельных свойств или характеристик «в чистом виде», без учета всех связанных с ними прочих, существующих в реальности.
- Систематизация – распределения объектов и явлений по смысловым группам на выбранных основаниях.
- Моделирование – создание и исследование упрощенной модели изучаемого объекта для получения новой информации об объекте.
Формы научного познания
Применение разных методов научного познания дает научное знание. Но оно возникает не сразу, а развивается последовательно в определенных формах. Оно представляет собой систему, состоящую из отдельных компонентов. К ним относятся как общие формы мышления: суждения, умозаключения, категории; так и собственно научные: факт, проблема, гипотеза, теория, закон.
Формы научного познания – это способы организации содержания и результатов научной деятельности:
- Научный факт – достоверный факт о единичном событии, явлении, процессе, который существует в объективной действительности и является предметом исследования. Это элементарная форма познания.
- Проблема – вопрос, возникающий в ходе познания и требующий поиска ответа. Это не форма знания, а процесс, включающий в себя постановку проблемы и ее решение.
- Гипотеза – непроверенное научное предположение о решении проблемы, которое носит вероятностный характер и требует научного доказательства. Выдвижение гипотез приводит к их проверке и обоснованию, при которых они превращаются в научные теории или, наоборот, отбрасываются как заблуждения.
- Теория – система понятий, законов и принципов, всесторонне описывающих предмет исследования. Научная теория имеет проверяемые объяснения. При несоответствии теории данным объяснения и наблюдения, ее пересматривают или отказываются от нее в пользу более доказательной. Это высшая форма научного знания.
- Эмпирический закон – утверждение, описывающее связи и соотношения между научными понятиями, предлагающее научное объяснение фактов и признанное научным сообществом как верное на текущем этапе.
Для эмпирического познания формы — это научный факт и закон; для теоретического — проблема, гипотеза и теория.
Заключение
В ходе научного познания человечество решает важнейшие проблемы, стоящие перед ним, и создает цельную картину мира. Исследователи описывают, объясняют и предсказывают события и явления наблюдаемой действительности.
В ходе получения научных знаний формируется объективное представление о явлениях и процессах, проходящих в мире и обществе. В результате появляются новые знания, которые используют на практике для повышения качества жизни.