1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;+
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.
2. Отметьте предложение, соответствующее схеме: [? : О, О, О -…].
(запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.+
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
3. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
а) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.+
в) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.
4. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.+
5. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении:
а) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря.
б) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно.
в) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска.+
6. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
б) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.+
в) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
7. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
б) В корзине была дичь два тетерева и утка.
в) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно.+
8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Обобщающим в этом предложении является слово:
а) тоска.
б) что-то.+
в) ямщика.
9. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль.
Обобщающим в этом предложении является слово
а) ветры.
б) как-то.
в) факторы.+
10. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. В этом предложении пропущены:
а) тире и две запятые.
б) двоеточие и две запятые.
в) двоеточие, 2 запятые, тире.+
11. Две запятые и тире пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно.+
12. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.+
13. Запятая и тире пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.
б) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.
в) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.+
14. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.+
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.
15. Тире, двоеточие и две запятые пропущены в предложении:
а) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.+
в) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.
16. Отметьте предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.+
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
17. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
а) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.
в) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.+
18. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.+
19. Какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения?
а) Подлежащее или дополнение;
б) Дополнение или обстоятельство;
в) Ту же, что и однородные члены предложения.+
20. Отметьте правильное определение:
Обобщающее слово – это…
а) слово, которое называет того, к кому обращаются;
б) слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся одному и тому же слову;
в) слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов; +
21. Где и какой знак препинания ставится в предложении с обобщающим словом:
а) ставится запятая после обобщающего слова;
б) ставится тире после обобщающего слова;
в) ставится двоеточие перед однородными членами. +
22. Отметьте предложения с обобщающими словами:
а) У каждого ученика должны быть школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейка, тетради. +
б) Ты научишься читать, писать, считать.
в) Ребята, учите стихотворения, читайте сказки.
23. Каким членом предложения является обобщающее слово и однородные члены при нём в предложении:
Я люблю все времена года: и зиму, и весну, и лето, и осень.
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) дополнением;+
24. Отметьте, в каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания:
а) Все приехали на дачу: бабушка, дедушка, мама, папа и я.
б) Всегда: мне грустно во время дождя утром, днём, вечером. +
в) Мои друзья пришли в гости: Петя, Ваня и Рома.