1. Отметьте верный вариант написания пропущенных букв:
Всюду царит тиш..на, ум..ротворяюще действующая даже на коршуна, который со скалы наблюда..т за быстро шныряющ..ми чайками.
а) и, и, е, и.+
б) и, е, е, е.
в) е, и, и, е.
г) и, е, е, и.
д) и, е, и, и.
2. Отметьте глагол с окончанием –ут в форме 3 лица множественного числа настоящего времени.
а) Слышать – слыш..т.
б) Плакать – плач..т.+
в) Держать – держ..т.
г) Дышать – дыш..т.
д) Морщить – морщ..т.
3. Найдите глагол с окончанием –ят в форме 3 лица множественного числа настоящего времени.
а) Надеяться – Наде..тся.
б) Строиться – стро..тся.+
в) Сеять – се..т.
г) Отказываться – отказыва..тся.
д) Бороться – бор..тся.
4. Глаголы 2-го спряжения имеют окончания:
а) –ешь, -ет, -ем, -ите, -ат, (-ят).
б) –ишь, -ет, -ем, -ете, -ат, (-ят).
в) –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, (-ут).
г) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, (-ят).+
д) –ешь, -ит, -у, -ю, -ете, -ат, -ят.
5. Отметьте верный вариант пропущенных букв в предложении:
Но ветер разг..ня..т, раздв..га..т и накопившейся зной, и вихри- круговороты – н..сомне..ый признак постоя..ой погоды- высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.
а) о, и, е, е, е, н, нн.
б) а, е, и, е, е, нн, н.
в) о, е, и, е, и, нн, нн.
г) о, е, и, е, е, нн, нн.+
д) а, е, е, е, е, н, нн.
6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:
а) люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
б) стро..щийся дом, иголки кол..тся
в) крас..щие вещества, травы стел..тся
г) пен..щиеся волны, соседи разбуд..т+
7. Отметьте вариант, в котором в обоих словах на месте пропуска пишется буква И:
а) крестьянин кос..т, непередава..мые ощущения
б) лесоруб пил..т, мысл..мый отвлечённо+
в) прачка мыл..т, предполага..мый результат
г) печка топ..тся, наруша..мый всеми
8. Отметьте вариант, в котором в обоих словах на месте пропуска пишется буква И:
а) усво..шь, независ..мый+
б) брос..шь, подозрева..мый
в) встрет..шь, расходу..мые
г) постав..шь, пригрева..мое
9. Отметьте строку глаголов с мягким знаком перед суффиксом –ся.
а) Полаком..ся, не следует упрямит..ся, прикоснёш..ся.+
б) Приготов..тесь к старту, слышит..ся, притворит..ся нарочно.
в) Познаком..ся, надорвёш..ся, (они) проснут..ся.
г) Прятат..ся, притворяют..ся, упрямят..ся.
д) Скоро закончит..ся, трудно проснут..ся, весело поёт..ся.
10. Отметьте глагол, в котором нет мягкого знака.
а) Это может подтвердит..ся только в лабораторных условиях.
б) Надо собират..ся на рыбалку.
в) Чуть брезжит..ся.+
г) Необходимо приготовит..ся к походу.
д) Ребята обещали вернут..ся к вечеру.
11. Отметьте глагол, где имеется мягкий знак.
а) Сумерки сгущают..ся.
б) Дым стелет..ся над городом.
в) Спрятат..ся в пустыне невозможно.+
г) Тревожно плещут..ся гуси и лебеди.
д) Движут..ся белые призраки.
12. Отметьте верный вариант пропущенных букв:
Она поёт – и звуки тают. А воздух уж весною дыш..т и мёртвый в поле стебель колыш..т. Пустыня внемл..т Богу. И ненавид..м мы, и любим мы случайно.
Многие та..т обиду на него.
а) ю, и, е, е, и, я.+
б) я, и, и, е, е, я.
в) я, и, е, и, и, я.
г) ю, е, и, и, и, я.
д) я, и, и, и, и, ю.
13. Определите глаголы, в которых пропущена гласная –о- в суффиксах:
а) Развяз..вать, припляс..вать, корч..вать.
б) Угад..вать, разбрас..вать, воспит..вать.
в) Танц..вать, кольц..вать, Гарц..вать.
г) Перечит..вать, посвист..вать, подбрас..вать.
д) Сопутств..вать, честв..вать, учасв..вать.+
14. Определите глаголы, в которых пропущена гласная –и- в суффиксах:
а) Потч..вать, танц..вать, перелиц..вать.
б) Туш..вать, ноч..вать, корч..вать.
в) Кольц..вать, Гарц..вать, заноч..вать.
г) Затм..вать, гор..вать, буш..вать.
д) Приуроч..вать, рассредоточ..вать, подытож..вать.+
15. Отметьте верный вариант написания.
Чуть брезж..т в небе месяц золотой. Не зыбл..т колоса поля. Жаркая дремота объемл..т природу. Утро дыш..т ней на груди, ярко пыш..т на чмках ланит. Они бор..тся за справедливость.
а) и, я, и, и, и, ю.
б) е, ю, и, и, и, я.
в) и, я, е, е, е, ю.
г) е, я, е, е, и, я.
д) и, ю, е, и, е, ю.+
16. Слово, в котором пишется буква Е:
а) белье полощ…тся+
б) терп…шь боль
в) никого не обид…т
г) вы все предвид…те
17. Отметьте ряд глаголов с мягким знаком после шипящих:
а) Наотмаш.., мыш.., потеш..те.
б) Пишнш.., мечтаеш.., теч.. (образовалось)
в) Встан..те, утеш..тесь, печ..(пироги)
г) Вскач.., печ.., леч..
д) Зажеч.., стрич..ся, не отреж..те.+
18. Отметьте строку глаголов повелительного наклонения с мягким знаком после согласных.
а) Шепчеш..ся, рассердиш..ся, грозиш..
В)Испеч.., стрич..ся, признаёш..
в) Умнож.., не замаж.., не трон..те.+
г) Не тревож..тесь, спряч..тесь, обжеч..ся.
д) Ключ.., обеспеч..те, привлеч..
19. Определите, как проверить орфограмму «-ться и -тся» в глаголах:
а) Определить спряжение глагола
б) Определить вид глагола
в) Задать вопрос+
20. Определите букву, которая пишется в окончаниях глаголов 1 спряжения, 2 лица, ед.ч.:
а) и
б) е+
в) о
21. Слово без ошибки:
а) махаем
б) плакаем
в) машем+
22. Выберите вариант, в котором в обоих словах на месте пропуска пишется буква И:
а) выдел..шь главное, знач..мый для нас+
б) овца щипл..т траву, движ..мый чувством
в) погас..м свечи, неопису..мая радость
г) увид..шь друга, непромока..мый плащ
23. Отметьте вариант, в котором в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е:
а) туш..шь, сдерж..нный
б) дыш..шь, движ..мый
в) неж..шься, изуч..нный
г) кудахч..шь, немину..мый+
24. Выберите предложение, где имеется глаголы с окончанием –ит.
а) Источник скоро иссякн.., высохн..
б) Через время голос его охрипн..т, оркестр выдохн..ся.
в) Он отвергн..т предложение, и соперник буд..т побеждён.
г) Ребёнок озябн..т, уж очень быстро небо застила..тся облаками.
д) Он держ..тся за протянутую руку так крепко, что станов..тся даже неловко.+
25. Выберите пару глаголов, которая написана правильно:
а) Сделаешь, уйдеш
б) Думаешь, прикажешь+
в) Сверлиш, хочешь
26. Нужно вписать на место пропуска Ь:
а) он светит…ся
б) он будет ярко светит…ся+
в) он на меня обижает…ся
27. Определите глагол с окончанием –ет.
Мальчик смотр..т приветливо, не ожидая подвоха.
б) Понрав..тся ли им на этот раз поездка в лес.
в) Он слыш..т каждый куст, каждую травинку.
г) Сосна приветливо маш..т вершиною.+
д) Ветер суш..т сад и мягко в окна стучит.
28. Отметьте предложение с глаголом 2 спряжения.
а) Бре..тся он всегда аккуратно.
б) Не плещ..т больше волна.
в) Занавеска еле колыш..тся от ветра.
г) Удерж..т ли он своего противника?+
д) Клич..т он золотую рыбку.
29. Определите глагол второго спряжения.
а) Пастух (гнать) стадо коров.+
б) Сомненье душу (глодать).
в) Вскоре костёр (потухнуть).
г) Мороз (щипать) за щёки.
д) Пловец (достигнуть) берега.
30. Определите, где все глаголы имеют окончание –ит.
а) Бре..т, помн..т, попрос..т.
б) Верт..т, крут..т, дыш..т.+
в) Стел..т, кол..т, пол..т.
г) Срыва..тся, висн..т, брыка..тся.
д) Погибн..т, возника..т, кон..т.