1. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
а) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
б) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.+
в) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
г) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.
2. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
а) И хот бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
б) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
в) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.+
г) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.
3. Придаточное предложение может находиться в этой части сложноподчинённого предложения:
а) В начале предложения
б) В середине предложения
в) В конце предложения
г) В любой части предложения+
4. Определите, как отделяется придаточное предложение от главного в составе сложноподчинённого предложения:
а) Точкой
б) Запятыми+
в) Точкой с запятой
г) Тире
5. Данной придаточной части у сложноподчинённого предложения не бывает:
а) определительной
б) Притяжательной+
в) Изъяснительной
г) Обстоятельственной
6. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
а) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
б) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.+
в) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
г) Что он не придет, мне было ясно сразу.
7. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
а) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
б) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
в) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
г) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.+
8. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
а) Скажи ему, что дома никого нет.
б) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.+
в) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
г) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.
9. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
а) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.
б) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.
в) Каков привет, таков и ответ.
г) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.+
10. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
а) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
б) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.
в) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.+
г) Я сделал все так, как указывал Евсеич.
11. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
а) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.+
б) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
в) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
г) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.
12. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:
а) Я не люблю жаркие страны, где солнце палит с самого утра
б) Смотри, как зеленеют деревья в саду+
в) Время шло медленнее, чем тикали часы
г) Дождь закончился так быстро, что земля под берёзой даже не успела намокнуть
13. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
а) Знаменитый спортсмен прыгнул намного дальше, чем ожидали судьи
б) Она выглядела так, будто ей не здоровилось уже много дней
в) Дайте мне такое дело, чтобы сердце радовалось+
г) Нужно прожить свою жизнь так, чтобы было о чём вспоминать в старости
14. Подчинительные союзы, которые относятся к изъяснительным:
а) Едва, лишь
б) Что, так, чтобы+
в) Словно, будто
г) Точно, чем
15. Определите, в чём отличие союза от союзного слова в сложноподчиненном предложении:
а) Союзное слово может состоять из нескольких слов, а союз только из одного
б) Союз является членом предложения, а союзное слово нет
в) Союзное слово является членом предложения, а союз нет+
г) В союзном слове больше букв, чем в союзе
16. Выберите лишнее предложение.
а) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
б) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
в) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.+
г) Мы стояли там, где жила наша бабушка.
17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)?
На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.
а) 8 +
б) 7
в) 4
г) 6
18. Отметьте сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением.
а) Мы знали уже, как он умеет прочесть, как умеет объяснить прочитанное.
б) «Незаинтересованное» , но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
в) Мой учитель литературы Леонид Владимирович приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, и предлагал нам почитать то, что нам было интересно.+
г) Дома читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы, которые нравились взрослым и которые стали нравиться нам.
д) Я до сих пор люблю читать то, что слушал тогда, в детстве.
19. Отметьте количество знаков препинания:
И тем не менее молодые должны знать что когда все они будут старыми то опыт старых может пригодиться и опыт и знания и мудрость и юмор и рассказы стариков и даже их докучливые нравоучения.
а) 7
б) 8+
в) 6
г) 9
д) 10
20. Схема […],(подч.союз, (подч.союз…),…) соответствует предложению:
а) Он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места.
б) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
в) Когда бричка выехала со двора он(Чичиков) оглянулся назад и увидел что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и как казалось приглядывался желая знать куда гость поедет.
г) Я убеждён что хотя ваша бабушка или бабушка ваших друзей не Арина Родионовна том не менее и она и почти каждая любая женщина несёт в себе её черты.+
д) Кучер Трофим наклоняясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать до Парашина что мы запоздаем.
21. Придаточное определительное предложение отвечает на следующие вопросы:
а) Как? Каким образом?
б) Где? Когда?
в) Почему? Зачем?
г) Какой? Чей?+
22. Выберите часть речи, к которой относится придаточное со значением места:
а) Глаголу
б) Имени существительному
в) Имени прилагательному
г) Наречию+
23. Подчинительные союзы, которые относятся к причинным:
а) Когда, пока
б) Так как, потому что+
в) Несмотря на то что
г) Если, кабы
24. Отметьте схему, соответствующую предложению:
Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло бодрой свежестью но было ощущение предосенней прохлады.
а) […],( когда… и …), но […].
б) […], (когда…), (но…).
С)[…], (когда…), но[…].
г) […], (когда…) и (…), но […].+
д) […], (когда…), и(…), но[…].
25. Отметьте количество запятых в предложении:
Потом я был в музее где в великолепных саркофагах спят тысячи лет блистательные фараоны Египта забинтованные в какие-то особые ткани разрисованные поверх этих бинтов и забальзамированные таинственными способами секрет которых никому не был известен.
а) 3
б) 2
в) 6
г) 4+
д) 5
26. Выберите характеристику, которая соответствует данному предложению:
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
а) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
б) сложносочиненное предложение
в) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
г) сложное предложение с подчинительной связью+
27. Отметьте предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
а) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.+
б) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.
в) Мы знали что завтра будет не сделано.
г) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.
28. Определите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
а) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
б) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.+
в) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
г) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
29. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
а) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.
б) Такой звон и пенье стояли на главной лице, будто возчик в рыбачьей брезентовой промодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.
г) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.+
30. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
а) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.
б) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.+
в) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
г) Едва я накинул бурку, как повалил снег.