1. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
а) Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше»?
б) «Добро, — прервал батюшка. — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
в) Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».+
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
а) «Рано, Петр Андреич, — сказал он мне, качая головою, — рано начинаешь гулять. И в кого ты пошёл?»
б) Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич; я чаю не хочу».
в) Что же ты стоишь»! — закричал я сердито.+
3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
а) «Что же ты не едешь»? — спросил я ямщика с нетерпением.
б) «И охота было не слушаться, — говорил он сердито. — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!»
в) «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься».+
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
а) «Хорошо. — сказал я хладнокровно, — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».+
б) «Бога ты не боишься, разбойник! — отвечал ему Савельич сердитым голосом. — Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища».
в) «Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика.
5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
а) «Войди, батюшка», — отвечал инвалид, — «наши дома».
б) «Что вам угодно, батюшка?» — спросила она, продолжая свое занятие.+
в) «Смею спросить, — сказал он. — вы в каком полку изволили служить?»
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
а) «Извините меня, — сказал он мне по-французски, — что я без церемонии прихожу с вами познакомиться».
б) «Я слышал, — сказал я довольно некстати, — что на вашу крепость собираются напасть башкирцы».
в) «Зачем нам секунданты. — сказал он мне сухо, — без них обойдемся».+
7. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
а) «Зачем откладывать?» — сказал мне Швабрин, — «за нами не смотрят». «Сойдем к реке. Там никто нам не помешает».
б) «Ради бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку, — Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».
в) «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей…»+
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
а) «Прощайте, Пётр Андреич! — сказала она мне со слезами. — Меня посылают в Оренбург. Будьте живы и счастливы; может быть, господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет…»
б) «Уехала ли Марья Ивановна? — спросил я с сердечным трепетом».+
в) «Вот я вас! — закричал Иван Кузмич. — Ребята! стреляй!»
9. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
а) «Вешать его! — сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня.
«б) Отец родной!» —говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!»
в) Я отвечал Пугачёву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».+
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
а) Тут он прервал свое чтение и сказал мне сурово: «Что ты теперь скажешь себе в оправдание?»
б) Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».
в) «Знаю, что вы не богаты. — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».+
11. Какой вариант верно объясняет постановку кавычек:
В одной из своих литературных статей М. Горький писал, что “Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…”
а) косвенная речь
б) прямая речь
в) цитирование +
12. Найдите предложение с косвенной речью:
а) Всю ночь поют в пшенице перепелки о том, что будет урожайный год
б) Павел, уходя из дома, сказал, что в субботу у него будут гости из города +
в) оба варианта правильные
13. Выберите, какое это предложение:
Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию.
а) Предложение с прямой речью
б) Предложение с косвенной речью+
в) Предложение с цитатой
14. Необходимо, верно, поставить знаки препинания:
На вопрос мой (1) (2) Жив ли старый смотритель (3) (4) (5) никто не мог дать мне удовлетворительного ответа
а) 1 (:), 2 (“), 3 (?), 4 (“), 5 (-) +
б) 1 (:), 2 (“), 3 (“), 4 (?), 5 (-)
в) свой вариант
15. Нужно выбрать верный вариант замены прямой речи косвенной:
“А как ваше имя?” – спросила помещица
а) Помещица спросила: “А как ваше имя?
б) оба варианта верны
в) Помещица спросила, как его имя +
16. Нужно выбрать правильный вариант замены косвенной речи прямой:
Я спросил нашего проводника, кто здесь ловит соболей
а) “Кто здесь ловит соболей?” – спросил я нашего проводника +
б) Я спросил, кто ловит здесь соболей, у нашего проводника
в) У нашего проводника я спросил, кто ловит здесь соболей
17. Выберите предложение, в котором знаки препинания при прямой речи можно опустить:
а) “Только бы меня не спросили!” – подумал Андрей.
б) Я попросил учителя: “Повторите, пожалуйста, вопрос”.
в) “Солнце на закате садится в тучи – жди непогоды”, – говорит народная примета.+
18. Выберите предложение, в котором знаки препинания при прямой речи можно опустить:
а) Пословица гласит: “Нет дыма без огня”.+
б) “Внимание!” – вдруг прозвучал голос из динамика.
в) “Огня! – кричат, – Огня”.
19. Предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно:
а) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.
б) “Показание некоторых историков, – писал Пушкин, – утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо”.
в) Прохожий спросил знаю ли я дорогу к пристани. +
20. Необходимо, верно, поставить знаки препинания:
Осень говорит (1) (2) Я поля хлебом уряжу (3), а весна говорит (4) (5) Еще я погляжу (6) (7)
а) 2 (“), 3 (“), 4 (“), 6 (“), 7 (.)
б) 1 (:), 2 (“), 3 (“), 4 (:), 5 (“), 6 (“), 7 (.) +
в) свой вариант
21. Пунктуационная ошибка в этом предложении:
а) «В последние дни перед отъездом из Парижа, – рассказывал А. И. Куприн – меня охватило такое нетерпение, что я готов был идти в Москву пешком». +
б) «Молодец! – закричал радостно мастер. – Вот это работа!»
в) Он говорит: «Насилу я на волю выбрался, друзья».
22. Укажите предложение, которое соответствует схеме «П!» – а. (знаки препинания не расставлены):
а) Что же ты не едешь спросил я ямщика с нетерпением.
б) Пожар раздался внизу отчаянный крик. +
в) Однажды приходил ко мне этот Шурка сказал директор.
23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи:
а) «Извините меня, – сказал он мне по-французски, – что я без церемонии прихожу с вами познакомиться».
б) «Давно бы так, – сказал он мне с довольным видом, – худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров».
в) «Зачем нам секунданты. – сказал он мне сухо, – без них обойдемся». +
24. Укажите, какой схеме соответствует представленное ниже предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены):
Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
а) «П, – а. – П». +
б) «П, – а, – п».
в) «П», – а.
25. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно:
а) «Лесть и трусость – самые большие пороки», – громко промолвила Ася.
б) «Вот это приключение! – воскликнул Том. – Об этом я и мечтал».
в) «Мы решили, – продолжал заседатель – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» +
26. Найдите предложение без ошибки в оформлении прямой речи:
а) «Бабушка у нас доктор Айболит», восторженно сказал Вовка.
б) «Давно он пришёл?» – кивнул Матвей на пса. +
в) «Вот какой у нас учёный кот! – живо прокомментировал Вовка».
27. В каком предложении есть пунктуационная ошибка:
а) «Сюда! – послышался старушечий голос. – Вас ждут».
б) Платов плечами вздвинул и закричал: «Где ключ от блохи?»
в) «Делайте, что хотите, – отвечал им сухо Дубровский – я здесь уже не хозяин» +
28. Укажите предложение с ошибкой в знаках препинания при оформлении прямой речи:
а) «Знаю, что вы не богаты. – сказала она, – но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». +
б) «Где вы остановились?» – спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
в) Тут он прервал свое чтение и сказал мне сурово: «Что ты теперь скажешь себе в оправдание?»
29. В каком предложении прямая речь оформлена правильно:
а) Трибуны стадиона кричали в едином порыве: «Гол»!
б) «Много воды утекло с тех памятных событий» – с грустью добавил ветеран.
в) «Что бы это могло быть?» – размышлял Сергеев. +
30. Найдите предложение без ошибки в знаках препинания при оформлении прямой речи:
а) Мать недовольно сказала – «К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь»
б) «Он всё про озеро какое-то толкует», – заговорил дед Афанасий. +
в) «Вот она, речка!» – Обрадовался Васютка.