1. Эвристичность относится к:
а) Вероятностным критериям научности +
б) Логическим критериям научности
в) Эмпирическим критериям научности
2. Когерентность – это:
а) Самосогласованность знания +
б) Неопровержимость знания
в) Эстетическая приглядность знания
3. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам:
а) Наблюдение
б) Интуиция +
в) Созерцание
4. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности:
а) Антропоид
б) Индивид
в) Субъект +
5. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает:
а) Эмпиризм
б) Скептицизм +
в) Рационализм
6. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите один из элементов:
а) Цель познания
б) Субъект познания +
в) Путь познания
7. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите один из элементов:
а) Путь
б) Цель познания
в) Средства познания +
8. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите один из элементов:
а) Объект познания +
б) Цель познания
в) Путь познания
9. Критерий истины в марксистской философии:
а) Большинство
б) Действительность
в) Практика +
10. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это:
а) Результат соглашения между учеными
б) То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы +
в) Свойство знания соответствовать действительности
11. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность:
а) Агрегор
б) Мультиплет
в) Истина +
12. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности:
а) Эстетическому
б) Логическому +
в) Прагматическому
13. Гносеология рассматривает:
а) Человеческое бытие
б) Границы и возможности человеческого познания +
в) Нравственные ориентиры человеческой жизни
14. Автором философской концепции познания является:
а) Гегель
б) Кант +
в) Декарт
15. В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути:
а) Субъект познания рассматривается как живая целостная человеческая личность
б) Познающий понимается как трансцендентальный субъект
в) Абстрагирования от личностных качеств человека +
16. Поддается фальсификации гипотеза о:
а) существовании Бога
б) просветлении Будды
в) существовании жизни на Марсе +
17. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами:
а) Истины +
б) Теории
в) Материи
18. Невозможно фальсифицировать:
а) существование жизни на Марсе
б) существование Бога +
в) существование Атлантиды
19. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о:
а) Фальсификации знания +
б) Конгруэнтности теории и опыта
в) Апробации знания
20. Не относятся к видам средствам познания:
а) Технические +
б) Адекватные
в) Концептуальные
21. Что такое объект познания:
а) фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Проще говоря, те факты, которые исследует познающий +
б) определенный срез или аспект, включенный в научное или какое-либо другое исследование
в) зафиксированные в жизненном опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенно заданной целью в конкретных условиях бытия и обстоятельствах жизни
22. Состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях; способность соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему:
а) Познание
б) Сознание +
в) Понимание
23. Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности, а результатом — получение нового знания об окружающем мире:
а) Сознание
б) Понимание
в) Познание +
24. Чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета:
а) Восприятия
б) Представления +
в) Ощущения
25. Чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета:
а) Представления
б) Восприятия
в) Ощущения +
26. Отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности, причем «здесь и теперь»:
а) Представления
б) Восприятия +
в) Ощущения
27. Форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Это такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи выражается в форме предложения:
а) Суждение +
б) Понятие
в) Умозаключение
28. Форма мышления, отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках. Образуется за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества других предметов и вещей материального мира:
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие +
29. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение:
а) Умозаключение +
б) Понятие
в) Суждение
30. Раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы:
а) Онтология
б) Гносеология +
в) Эпистемология