1. Определите предмет логопедии как науки:
а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности+
б) человек (индивидуум), страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
2. Этот уровень организации письменной речи реализует перевод внутреннего смысла и содержания в лексико-морфологические и синтаксические единицы:
а) лингвистический+
б) психологический
в) психофизиологический
г) анатомо-физиологический
3. Данный уровень организации письменной речи осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем:
а) психологический
б) психофизиологический+
в) лингвистический
г) анатомо-физиологический
4. Определите звенья, включающие в себя психологический уровень организации письменной речи:
а) процесс звукоразличения, актуализация образов-представлений графемы, актуализация моторного образа букв и т.д.
б) совместная работа речедвигательного и акустического анализаторов, объем восприятия, перешифровка оптического образа буквы, и т.д.
в) намерение, замысел, создание общего смысла содержания, регуляция деятельности и осуществление контроля за выполнением действий+
г) процесс звукоразличения, объем восприятия, регуляция деятельности и осуществление контроля за выполнением действий
5. Уровень организации письменной речи реализуется за счет работы лобных отделов мозга – передне-, задне-, и медиабазальных отделов лобной области коры головного мозга, называется так:
а) психологический+
б) психофизиологический
в) лингвистический
г) анатомо-физиологический
6. Что такое логопедия?
а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания
б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания+
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
7. Что понимается под структурой речевого дефекта?
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
в) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей +
8. Данное нарушение чтения проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении:
а) семантическая дислексия +
б) аграмматическая дислексия
в) фонематическая дислексия
г) тактильная дислексия
9. Нарушение чтения, которое называют «механическим чтением»:
а) семантическая дислексия +
б) аграмматическая дислексия
в) фонематическая дислексия
г) тактильная дислексия
10. Определите, сколько видов дисграфии выделил М.Е. Хватцев:
а) 3 вида
б) 5 видов+
в) 2 вида
г) 4 вида
11. Отметьте виды оптической дисграфии, которые выделяет Р.И. Лалаева:
а) вербальная и литеральная+
б) вербальная и тактильная
в) литеральная и тактильная
г) вербальная и кинетическая
12. Перешифровка графемы в кинему является такой операцией:
а) диалога
б) чтения
в) письма+
г) слушания
13. ____ видов дисграфий выделила в своей классификации Р.И. Лалаева.
а) 8
б) 6
в) 5 +
г) 7
14. Выберите формы нарушений письма, которые обусловлены поражением нижних отделов центральной области левого полушария головного мозга:
а) аграмматическая дисграфия
б) артикуляторно-акустическая дисграфия
в) оптическая
г) акустическая дисграфия+
15. Отметьте причины, из-за которых возникают трудности в обучении:
а) биологическая недостаточность определенных мозговых систем+
б) наследственная предрасположенность
в) раннее начало обучения в школе
г) высокая речевая активность
16. Определите, в чем проявляется оптическая дисграфия:
а) в трудностях усвоения букв, их недифференцированных заменах
б) в смешении падежных окончаний, неправильном согласовании в роде и числе, изменении окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени
в) в трудностях усвоения и смешении сходных графических букв и их взаимных заменах+
г) в нарушениях зрения
17. Часть головного мозга, в которой происходит обработка поступающей слуховой информации:
а) вторичные зоны височной области+
б) теменно-затылочная часть
в) зона Брока
г) теменно-височная часть
18. Что такое педагогический процесс, который направлен на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением?
а) коррекция нарушений речи
б) компенсация
в) логопедическое воздействие +
г) декомпенсация
19. Пиктограмма это:
а) картинно-синтетическое письмо +
б) импрессивное письмо
в) дифференциальное письмо
г) буквенно-звуковое письмо
20. Этот автор выделил виды дислексий с учетом нарушенных операций процесса чтения:
а) Ф.Е. Рау
б) Р.Е. Левина
в) Т.Б. Филичева
г) Р.И. Лалаева+
21. Выберите нарушение чтения, которое связано с недоразвитием фонематической системы:
а) семантическая дислексия
б) аграмматическая дислексия
в) фонематическая дислексия +
г) тактильная дислексия
22. Эти виды дислексий выделила в своей классификации Р.И. Лалаева:
а) фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая+
б) фонематическая, оптическая, оптико-пространственная, семантическая, мнестическая
в) акустическая, оптическая, моторная
г) фонематическая, акустическая, аграмматическая, моторная
23. Выберите нарушение чтения, которое связано с недоразвитием фонематической системы:
а) семантическая дислексия
б) аграмматическая дислексия
в) фонематическая дислексия +
г) тактильная дислексия
24. Специфические ошибки, которые характерны для фонематической дислексии:
а) замены графически сходных букв
б) нарушение иннервации речевого аппарата
г) нарушение звуко-слоговой структуры слова +
25. Что такое различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к слуховой и смысловой стороне при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте?
а) системное недоразвитие речи
б) общее недоразвитие речи+
в) фонетико-фонематическое недоразвитие речи
г) моторная и сенсорная алалия
26. Ошибки письма по классификации А.Н. Корнева разделяются на следующие группы:
а) смешение, пропуски, замены букв и слогов, персеверации, антиципации букв и слогов, отсутствие заглавной буквы в начале и точки в конце предложения+
б) антропофонические и фонологические
в) ошибки звукобуквенной символизации, графического моделирования фонематической структуры слова, ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения
г) фонематические, лексико-грамматические, оптические, орфографические, зеркальное написание букв
27. Название центрального механизма, который лежит в основе эфферентной моторной аграфии при афазии:
а) нарушение кинестической организации моторной стороны устной речи
б) нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи+
в) нарушение акустического восприятия речи
г) нарушение актуализации и построение структуры фразы
28. Определите вид дисграфии, который предполагает собой отражение в письме неправильного звукопроизношения:
а) акустическая дисграфия
б) аграматическая дисграфия
в) артикуляторно-акустическая дисграфия+
г) оптическая дисграфия
29. Отметьте типичные ошибки при аграматической дисграфии:
а) искажения морфологической структуры слова,нарушениях предложно-падежных конструкций и т.д.+
б) недоразвитие звукового анализа и синтеза, проявляющееся в нарушениях структуры предложения и слова
в) заменами букв, соответствующих фонетически близким звукам
г) заменами, пропусками букв, соответствующих заменам в устной речи
30. Единица синтаксического кода языка:
а) слово
б) предложение +
в) словосочетание